Никто
не знает точно, когда люди впервые приспособили
собак для езды на санях. Вероятно, первыми
надели на собак упряжь народы Евразии. Известно,
что эскимосы использовали собак для упряжки
еще 1500 лет назад, но есть свидетельства
о существовании ездовых собак 4000 лет назад
и ранее. В сопровождении собак шакальего типа
люди Центральной Азии мигрировали на окраины
Сибири и Арктики. Их собаки, являющиеся помесями
с местными волками, со временем превратились
в те породы, которые принято называть северными
породами Собак. Из этой ранней группы пород
и были развиты современные породы, сохранившие
свои индивидуальные характеристики через все
эти годы.
Среди этих северных пород сибирские хаски
являются наиболее известной породой.
Происхождение породы
Термин «хаски» изначально обозначал
самих эскимосов, так их называли работники
Хадсон Бей Компании. Термин «хаски» произошел
от искаженного «эски», так на жаргоне
называли эскимосов. Эскимосский хаски, или
канадская лайка (51-69 см в холке), имеет
историческую родину Гренландию. С ней часто
охотятся на белых медведей.
«Хаски» называют всех ездовых собак, это собаки
с густой шерстью, острой мордой со стоячими
ушами и загнутым хвостом. Когда первые представители
этой породы прибыли в Северную Америку, то
для отличия от эскимосских хаски их стали
называть сибирскими хаски, и это название
сохранилось за ними. «Husky», в переводе с
английского, означает "хриплый".
Собака не лает, а рычит, испуская дикие звуки.
За эти звуковые модуляции порода сибирский
хаски и получила свое название.
Считается, что сибирских хаски вывели чукчи,
живущие в Северо-Восточной Сибири. Долгая
история связывает сибирских хаски с этим народом,
она насчитывает, возможно, три и более тысяч
лет и является важным моментом в выживании
этой породы и введении ее в культуру чукчей.
Трудно найти какие-то письменные свидетельства,
поскольку этот народ не записывал свою историю,
но их образ жизни оставался неизменным в течение
столетий, потому что они не были готовы воспринять
изменения и предпочитали следовать традициям.
Их образ жизни был двух типов. Люди, живущие
в глубине континента, содержали северных оленей,
а в их поселениях жили собаки, но это были
совсем не те собаки, которые сопровождали
людей, живущих на побережье Арктики и Тихого
океана, то есть в тех областях, которые не
подверглись русскому влиянию до начала XX
века. Последние и были теми чукчами, которые
вывели свою породу ездовых собак. Чукчи не
были кочевниками, они были оседлым народом,
жившим постоянно вдоль арктического побережья.
Здесь они пережили серию войн русских с эскимосами
за обладание Беринговым проливом. Вытесняемые
во все ухудшающиеся охотничьи угодья, чукчи
были вынуждены разводить таких собак, которые
смогли бы при минимальных потребностях в пище
преодолевать большие расстояния по морю, покрытому
льдом, в места охоты чукчей, а затем вернуться
обратно в свои деревни. Таким образом, они
смогли вывести породу собак, известную сегодня.
Чукчи были очень независимым народом. Российская
империя постоянно пыталась присоединить земли
чукчей; эти попытки продолжались до середины
XVIII века. Эти люди выжили благодаря своему
упорству и независимости, а также при помощи
своих собак, и в 1837 году был подписан договор,
дающий чукчам политическую и культурную независимость
от России.
Их изоляция стала основой чистоты породы собак
и поддержания неизменности их культуры до
середины XIX века. Интересно отметить, что
малый размер собак восполнялся их большим
количеством в упряжке; каюры часто, чтобы
набрать упряжку в 16 или 18 собак, одалживали
собак в других деревнях, когда отправлялись
в далекие путешествия. Много сходного мы можем
наблюдать между собаками чукчей и современными
сибирскими хаски. Их скорость, выносливость,
способность покрывать большие расстояния с
минимальными энергетическими затратами - все
это сохранилось и в современных собаках. Следует
добавить, что кобели хаски очень сдержанны
и полны собственного достоинства, а суки привязчивы
и умны. Хаски часто спали в снеговых домах
чукчей, где согревали своим теплом детей,
что отличало их от собак других народов Арктики.
Поэтому и современные хаски одинаково любят
тепло и уют дома, гонки и игры на улице.
Гонки на собаках не были редкостью и в то
время. В 1869 году состоялось знаменитое состязание
между русским офицером и чукчей, это был 240-километровый
пробег по побережью, который чукча преодолел
на час раньше русского офицера.
Советское вмешательство
Внезапно в начале XX века XXI нарушил
независимость чукчей, убив старейшин их деревень
вмешавшись в их хозяйственную деятельность.
Люди других народностей с русскими вторглись
в исконные охотничьи земли чукчей, привезя
с собой свои породы собак резко нарушившие
чистоту линии сибирских хаски. В результате,
отмечают в западной литературе, Советское
государство, регион Колымы стал источником
ездовых собак чукчей. Но в действительности
это маловероятно, поскольку, поскольку чукчи,
жившие в этой области, никогда не поставляли
своих собак центру. (По приполярной переписи
1926-27 годов числилось 102850 собак, из них
ездовых - 54483. В экспедиции Р. Амундсена
использовалось 116 лаек (1911 год). В основном
это были колымские лайки и самоеды. Предок
самоеда - ненецкая оленегонная лайка (41-46
см в холке). - Прим. ред.)
Еще более важным фактором, отрицательно повлиявшим
на гоночные способности предков хаски, было
политическое решение Советского правительства,
которое в 1930-х годах на основе значимости
ездовых собак для транспорта начало политику,
по которой все северные породы собак были
разделены на четыре типа: ездовые собаки,
охотничьи собаки на крупную дичь, охотничьи
собаки на северных оленей и охотничьи собаки
на мелкую дичь. (Первые советские экспедиции
на Таймыр, Северную Землю, Чукотку и Камчатку
были совершены на упряжках восточносибирских
ездовых собак. В конце 30-х годов XX века
эта порода была фактически расстреляна из
ружей. - Прим. ред.)
Хаски были исключены из этой классификации,
потому что были слишком малы по размеру, чтобы
выполнять задачу транспортировки. Позднее
Советское правительство вообще запретило разведение
собак, не подпадающих под указанные категории,
и заявило, что только эта ездовые собаки могут
претендовать на титул сибирских хаски. (В
1931 году была проведена экспедиция ОСОАВИАХИМа
и Всесоюзного института животноводства для
изучения состояния собаководства на севере
страны. Введение жесткого запрета на скармливание
местным собакам рыбы сразу привело к резкому
сокращению численности национальных северных
пород собак. - Прим. ред.)
Сохранение сибирских хаски.В Советском Союзе
в течение первой половины XX века систематически
разрушалась система разведения всех мелких
национальных пород собак различных народов,
и только то, что Уильям Гусак и Уильям Медсен
в начале XX века и немного позже Фоке Маул
Ремси и Ивер Олсен купили этих собак у чукчей,
помогло выжить породе к XXI веку. Последний
экспорт в США был проведен Олафом Свенсоном
в 1930 году. Свенсон стал обладателем эксклюзивного
пятилетнего контракта на поставки товаров
в Сибирь и вывоз оттуда пушнины, благодаря
этому он хорошо изучил ездовых собак. Он знал
о достоинствах собак чукчей, а после того,
как его корабль был зажат во льдах в октябре
1929 года, он совершил пробег длиной 7200
км к транссибирской железной дороге, а затем
отправил всю свою упряжку обратно на корабль,
таким образом, сохранив ее для весеннего путешествия
в Новую Англию. Свенсон получил самых лучших
собак. Он прекрасно понимал, что культура
чукчей основана на заботе и гармоничном сосуществовании
с их собаками. Чукчи считали, что их собаки
охраняют Небесные врата, в которые ни один
человек, который плохо обращается с собаками,
не сможет войти. Таким образом, Свенсон получил
хорошую практику содержания собак, привезенных
в Соединенные Штаты и способствующих улучшению
наследственных качеств современных сибирских
хаски.
Гонки через Аляску
В 1880 году на Аляске нашли золото,
и туда сразу же отправились за счастьем тысячи
золотоискателей. Повезло немногим, всей массе
людей нужна была пища и транспорт. Холодный
климат способствовал неизведанности этих территорий
на краю земли. В течение долгого времени,
и был только один способ освоить эту землю
- собачьи упряжки. Эти упряжки собирали местных
собак - местных северных типов и из крупных
собак южных пород с короткой шерстью и висячими
ушами. Большинство этих собак просто были
украдены у хозяев и привезены на Север. Ном
был типичным городом того времени, в котором
собаки были необходимы для выживания людей,
а собачьи упряжки были одновременно источником
гордости их владельцев и средством транспорта.
Известно множество историй о преимуществе
одной упряжки собак перед другими, которое
становилось очевидным после гонок.
В 1907 году в Номе был основан Клуб собаководов,
как организационный и спонсорский орган для
проведения гонок через Аляску. Были разработаны
правила и выбрана трасса. Она шла от Нома
в Кендл и обратно; это расстояние составляло
653 км, на этой трассе было представлено большое
разнообразие различных природных условий и
ландшафтов. Гонки были назначены на апрель,
поэтому всю зиму шли предварительные забеги
для тренировки собак и каюров на этой трассе.
Первые гонки провели в 1908 году, и в этом
же году русский торговец пушниной Уильям Гусак
привез из Сибири упряжку мелких собак. (Сибирские
хаски были названы также "сибирскими
мышами" из-за своего малого размера.
- Прим. ред.) Эти собаки были настолько невелики
по сравнению с аляскинскими ездовыми собаками,
что Гусак долго смеялся. На гонках 1909 года
каюром его упряжки был норвежец Турструп,
а сама упряжка пришла третьей по вине каюра.
Молодому человеку по имени Фоке Маул Ремси,
шотландскому золотодобытчику и спортсмену,
так понравились беговые качества этих небольших
собак, что он зафрахтовал корабль и отправился
в Сибирь за новой партией хаски. На следующее
лето он купил примерно 20 сибирских хаски
у поселенца Маркова, жившего на Анадыре. Ремси
привез собак опять же в Ном вместе с двумя
каюрами-чукчами. За этот период интерес к
гонкам только возрос, была разработана более
легкая упряжь для собак, сан" сделались
легче, а сами гонки стали более серьезным
видом соревнований.
В 1910 году Ремси выставил на гонки три упряжки
сибирских хаски. Одной упряжкой правил Джон
Айронмен Джонсон ("Железный Человек"),
поставивший за время в 74 часа 14 минут и
37 секунд рекорд, который никто не смог побить.
Ремси был вторым. Так начала расти популярность
сибирских хаски. (Сибирский, или арктический,
хаски (53-60 см в холке) считается самой быстрой
и выносливой породой среди ездовых собак Аляски.
Хаски специально стали разводить в питомнике
Чинук (штат Нью-Гемпшир) для антарктических
экспедиций Бирда. - \Прим. ред.)
Легендарный Сеппала
В периода 1915 по 1917 годы на гонках
через Аляску неизменно побеждал Леонард Сеппала
с упряжкой сибирских хаски. Этот человек стал
легендарным каюром. Сеппала, норвежец по происхождению,
прибыл на Аляску в поисках золота в начале
века. Впервые он принял участие в гонках в
1914 году, когда стал владельцем упряжки собак.
Впоследствии он принял участие в неудачной
экспедиции исследователя Рональда Амундсена,
мосле которой остался с собаками на руках.
Самая знаменитая легенда о Сеппале родилась
в 1925 году, когда он и его собачья упряжка
сыграли главную роль в доставке противодифтерийной
сыворотки из Ненаны в Ном. Вспышка дифтерии
в Номе в начале года привела к быстрому истощению
запасов антитоксина, которые можно было пополнить
только в Анкоридже. Антитоксин также можно
было привезти на поезде из Ненаны, но на упряжке
собак это можно было сделать быстро.
Для
ускорения транспортировки из Ненаны было решено
использовать эстафету из собачьих упряжек,
на встречу с которыми из Нома выехал на своей
упряжке Сеппала.
На
встрече Сеппала была передана сыворотка, и
он отправился обратно в Ном. Это было очень
рискованное и трудное предприятие, связанное
с большими опасностями. Благодаря смелости
каюра и выносливости его собак эпидемия дифтерии
была побеждена, а сам Сеппала стал героем.
Самым знаменитым вожаком его собачьей упряжки
многие годы был Того, который возглавлял упряжку
во время этого знаменитого сывороточного пробега.
(Об
этой героической истории напоминает статуя
ездовой собаки в Нью-йоркском Центральном
парке. - Прим. ред.)